МЕЖДУ СТАРЫМ И НОВЫМ: С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ПРАГМАТИЗМ
Мы постоянно меняемся, подчас незаметно даже для самих себя, как и жизнь вокруг нас. Устоявшиеся традиции постепенно трансформируются, новое поколение отказывается от архаических, изживших себя привычек и стереотипов. Например, от привычки всё решать через «агашек», каких-то влиятельных покровителей, или от стремления пустить пыль в глаза дорогим свадебным тоем, пусть даже организованным в кредит. Ненужное, лишнее постепенно уходит, в то время как этом главные ценности народной мудрости, то, что исторически составляет основу нашего менталитета и национального характера, – всё это остаётся с нами, помогая двигаться вперёд и развиваться.
В книге «На пороге XXI века» президент Н.Назарбаев высказывает мысль, что модернизационный путь Казахстана не должен копировать чьи-то западные или восточные модели – он должен базироваться на наших национальных ценностях, на наших корнях. Это достаточно взвешенный подход, который позволяет Казахстану идти по пути преобразований и модернизации без противопоставления чего-то «ультрасовременного» и новомодного своим традициям, без коренной ломки принципов с неизбежным конфликтом старого и нового. Ненужное, устаревшее просто уходит само по себе. В основе такого видения модернизационных процессов лежит философия всеобщего прагматизма, рационального и планомерного подхода ко всем делам и начинаниям. Это философия «обновления без конфликта» или, как её называют в Китае, «умного пути», подход, в основе которого лежит оптимальное соединение традиций и инноваций.
Естественно, всё здесь начинается с человека. С каждого из нас. Назарбаев призывает казахстанцев стать нацией прагматиков в лучшем смысле этого слова, потому что только в этом случае мы сможем использовать все плюсы этого пути. Люди, воспитанные на принципах прагматизма, понимают, что ни у одной жизненной проблемы не существует простых решений. Прямые и короткие пути в решении проблем даже на уровне рядового индивида, а тем более на уровне общества, скорее, могут создать ещё больше проблем.
Прагматики всегда руководствуются здравым смыслом и конкретными, чётко продуманными целями. Они продвигаются к своим целям не спонтанно, а планомерно, проверенными опытом действиями. Истинный прагматик всегда сдержан в выборе путей и рецептов: он не абсолютизирует ни опыт прошлое, ни достижения настоящего, ни – тем более – какие-то модные тренды текущего дня. Прагматик тщательно взвесит всё это и только затем определит, как ему поступать. При этом главное для него – это всегда следовать здравому смыслу, а не эмоциям, критически анализировать факты, тщательно продумывать каждый очередной шаг и так, постепенно, step-by-step, достигать поставленных целей.
Прагматизм показал удивительную способность консолидировать целые народы, которые в результате достигали феноменальных результатов. В обществах, где возобладали ценности прагматизма и рационального подхода, где они стали органической частью мышления и поведения людей, процессы модернизации протекали стремительно и успешно, и плоды этого процесса ощутил каждый. Это касается не только «экономического чуда» во всех смыслах, но и эволюции сознания. Изменения общественных норм, законов, принципов взаимоотношений между людьми происходили постепенно и планомерно, при этом новое не противопоставлялось традициям, а рассматривалось как их продолжение и развитие, как способ реализации накопленного народом опыта в современных реалиях.
Конечно, не всё было легко и гладко. Вряд ли можно утверждать, что в странах с высокой степенью общественного прагматизма задачи модернизации решались в идеальных условиях. Ещё коммунисты мечтали о таких условиях, когда высокодуховные, честные и профессиональные люди будут эффективно работать на общее благо. Но, увы, в мире нет идеальных обществ. Человеческие пороки везде одинаковы. Общества «всеобщего благоденствия» не построил ещё никто, и едва ли это произойдёт в будущем. Однако, тем не менее, история последних десятилетий показала, что в государствах с высоким уровнем прагматизма конфликты между общественными группами и различными элитами выражены гораздо более слабо, чем там, где преобладают радикальные ценности и подходы. Успешными примерами такого рода могут послужить не только страны Южной Азии, которые сегодня у всех на слуху, но и, скажем, Швеция, Великобритания, Голландия, Дания, Норвегия.
Стоит отметить, что огромное развитие (в том числе и философское, и на уровне национального характера) прагматизм получил в США. Причём – уже очень давно. Сегодня прагматизм является одной из стержневых черт ментальности американцев. И это также значительно сопутствует их общенациональному успеху. Идеи, связанные с практичностью, с построением реальных планов и поэтапным стремлением к их достижению, позволили американскому обществу успешно выходить из глубочайших социальных катаклизмов, каковым был, например, экономический кризис 1930-х годов.
Назарбаев, безусловно, абсолютно прав в том, что чьи-то успешные рецепты нельзя бездумно применять у себя – необходима адаптация к местной социально-экономической среде, к менталитету и национальным особенностям народа. В восточных государствах, кстати, об этом всегда помнили. Так, в ходе модернизации Южной Кореи теоретические заимствования из западного опыта использовались очень осторожно. Корейцы, как и японцы, анализировали каждый успешный западный кейс с точки зрения его применимости в специфических условиях местного общества, местных традиций и привычек. Известно, что дальневосточные народы сами по себе никогда не преклонялись перед достижениями западных стран, а всегда придерживались своего уникального пути. Просто брали лучшее, но применяли его с учётом своих общественных и экономических условий. И сегодня эффективность такого прагматичного подхода очевидна для всех. Любой, кто побывал в успешных странах Юго-Восточной Азии, может рассказать, как там умеют прекрасно рационально сочетать почтение к своим национальным традициям и открытость к инновациям.
Об этом очень хорошо и ёмко сказал главный архитектор «сигнапурского чуда» Ли Куан Ю: «Мы – прагматики. Пробуем и, если получается, продолжаем. Не получается – тогда отбрасываем этот подход и пробуем другой. Но мы ни перед кем не преклоняемся, мы не привязаны ни к одной чужой идеологии».
Начиная с 1970-х годов прошлого столетия, прагматизм возобладал в политике и общественной жизни Китая. Китайцы смогли очень эффективно использовать свои вековые традиции расчётливости и деловитости в сочетании с модернизационным опытом стран-соседей. Победу над общественным догматизмом и фанатичной идеологизацией всех сфер жизни мудро сформулировал Дэн Сяопин: «Неважно, какого цвета кошка, главное, чтобы она ловила мышей». В результате такого подхода, сочетаемого с прагматичным планированием, Китай за каких-нибудь 30-40 лет неузнаваемо изменился. Причём это ощутил каждый житель страны. Налицо не только мощный технологический прорыв Китая, достигшего статуса второй экономики мира, но и рост благосостояния миллионов китайцев.
Есть и обратные примеры. Неразвитость ценностей прагматизма, приверженность радикализму и консервации старого привели к тому, что многие из бывших советских республик за годы независимости так и не смогли решить даже минимальных задач модернизации. Из-за преобладания радикальных догматов в общественном сознании там либо ориентировались на непродуманные изменения и рискованные эксперименты, либо следовали логике консервации, до последнего пытаясь сохранять отжившие своё экономические и общественные отношения советского периода. В итоге эти государства и их общества, по сути, оказались отброшены на многие десятилетия назад, оказались на обочине истории.
Здесь стоит обратить внимание ещё на одно высказывание Нурсултана Назарбаева в программной статье «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру» не зря подчёркивает, что «век радикальных идеологий прошёл». Действительно, те страны, где этого не поняли, где вступили на скользкий путь непродуманных радикальных перемен, обрекали себя на колоссальные потрясения и страдания миллионов людей. В свою очередь, напротив, те принципы модернизации, которым следует Казахстан, опираются на последовательный прагматизм, на последовательное достижение поставленных целей. Очевидно, что казахстанская модель модернизации оказалась успешной именно потому, что она основана на философии прагматизма, на сбалансированном использовании старого и нового, на поэтапном, тщательно продуманном движении вперёд. Благодаря сдержанному и взвешенному подходу к реформам страна была избавлена от метаний в поисках новых ценностных ориентиров, а общество избежало раскола и внутренних конфликтов. Сегодня наше многонациональное и мультиконфессиональное общество развивается стабильно, без правых и левых, без митингов и конфликтов с громкими радикальными лозунгами. В Казахстане смогли успешно построить основы современного государства и создать задел мощной экономики XXI века. И дальнейшая модернизация страны, как отмечает президент Назарбаев, должна также строиться на основе прагматичного подхода, предполагающего открытость общества современным ценностям и их соединение с лучшими традициями нашего народа.
Источник: страница «Болашаққа бағдар: Рухани Жаңғыру» на Facebook.