История пустила под откос «локомотивы истории»
История человечества является наглядным свидетельством того, что в массовом сознании людей эволюционный путь развития отождествляется с плавным, планомерно-поступательным (без рывков и скачков) изменением общества. Революции же, воспринимается как проявление некоей аномалии, как резкий отход от естественного и нормального хода истории.
Подобный образ мысли, как проекция глубинного понимания необходимости всеобщей гуманнизации, продиктован историческим осознанием кровавой сущности революционных преобразований.
На 1/6 части суши, после победы Октябрьской революции 1917 года и воцарения идеологии марксизма-ленинизма, слово «революция» наполнилось неким сакральным смыслом и стало едва ли не обожествляемым понятием. Тем более, что марксизм всегда признавал ее необходимость и глобальную неизбежность. Ужасающие по своим последствиям перевороты называли «локомотивами истории» и только в них видели олицетворение прогресса. Все это привело серьезному перекосу в области общественно-политических наук и к полнейшей абсолютизации революции в ущерб социальной эволюции.
Глава государства в своей статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» пишет: «История дает нам немало примеров, когда целые нации, ведомые несбыточными идеологиями, терпели поражение».
Крах коммунистических идей напрямую связан в том числе и с тем, что они проповедовали теорию восхваления социальных катаклизмов, основанную на безоговорочном признании и оправдании катастрофических изменений (ради иллюзорного и утопического «светлого будущего») в жизни целых стран и народов.
При этом совершенно очевидно, что эволюционный путь гораздо более гуманен и на примере многих стран можно проследить отчетливую тенденцию того, что глубокие и действительно исторические преобразования можно осуществлять с помощью эволюционных изменений
Ведь даже самых известных неистовых реформаторов подвергали критике. Так, приближенная российской императрицы Екатерины II, княгиня Екатерина Романовна Дашкова осуждала даже самого Петра Великого, за его чрезмерную жестокость, проявленную в процессе европеизации России. При этом она была убеждена в том, что Екатерина сделала не меньше, но гораздо меньшей кровью. Точка зрения, безусловно, спорная, ибо Петр и Екатерина получили власть над страной в разные периоды ее развития. Однако, сам факт того, что количество жертв и жестокость осуждались даже в те времена, говорит о том, что сама сущность революционных изменений всегда вызывала, мягко говоря, противоречивые чувства.
То есть, повторимся, во все времена, негативное отношение к революционному пути было вызвано тем, что он всегда сопровождался массовыми бедствиями населения, гибелью людей, беспорядками, насилием и хаосом.
Мнение Президента Казахстана на этот счет однозначно: «Мы должны ясно понимать уроки истории. Эпоха революций не прошла. Они сильно изменились по форме и содержанию. Но вся наша недавняя история говорит прямо и недвусмысленно: только эволюционное развитие дает нации шанс на процветание. В противном случае мы снова попадем в исторический капкан».
На сегодняшний день опыт, приобретенный человечеством, наглядно свидетельствует о том, что в развитых цивилизованных странах, многие, если ни все, социальные проблемы, успешно решаются путем эволюционного развития общественных отношений. Поэтому большинство антагонизмов прошлого (например, пресловутая классовая борьба) потеряли былое значение и остроту. При этом совершенно очевидно, что в современном правовом государстве и действительно демократическом обществе, существует масса инструментов для глубокой модернизации общества без насилия и революционных призывов разрушить все до основания и на этих обломках строить, что-то новое.
Источник: страница «Болашаққа бағдар: Рухани Жаңғыру» на Facebook.