История и развитие ковроткачества у казахского народа
Бесконечно восхождение человеческого духа,и также богат и неисчерпаем мир казахской культуры, переданный нам нашими предками…
Наряду со скотоводством и низкотоварным земледелием, основанным на примитивных способах обработки земли и орудиях труда, рыболовством, в какой-то степени и охотой, в хозяйстве казахов прошлого важное значение придавалось народным промыслам, связанным с обработкой шерсти, кожи, плетением, ткачеством, инкрустацией костью, резьбой по дереву, ювелирным искусством.
Казахи свежее снятую шкуру обычно просушивали в развернутом виде, затем смазывали айраном - перебродившим кислым молоком, смешанным с мукой, свертывают мездрой внутрь на 2-3 дня, после чего промывают и кладут в соленую воду. Продержав в таком состоянии некоторое время, шкуру высушивают вновь и соскабливают мездру ножом. Разминают кожу вручную, подвергают дублению и окраске натуральными красителями. Цвет выделанных кож был желтым, темно-малиновым, оранжевым, бордовым, в зависимости от свойств применяемых в качестве красителя корней растений.
Казахские ковры, старинные и современные, - узорное богатство Казахстана. Ковроткачество в Казахстане также имеет глубокие корни. Им занимались в основном женщины. Секреты ткачества орнеке - на горизонтальных станках изделий типа алаши, баскуров – ковровых полос, тангыша, бау - ковровых лент, шекпена – домотканого сукна из верблюжьей шерсти передавались из поколения в поколение. Немаловажную роль в развитии этого вида ремесла сыграли, очевидно, имевшие место в прошлом прямые контакты с районами развитого ковроделия, в частности с Ираном, Восточным Туркестаном. На такую возможность указывает наличие у казахов, как и у туркмен, ворсового ковра калыклем, название которого происходит от персидского «галы»- ковёр. А национальное «клем», означает по-казахски ковёр, по-видимому, это также заимствованно у персов, которые именуют так паласные изделия.
Калыклем в прошлом был наиболее распространенным типом среди ворсовых ковров казахов.
Композиция его традиционно составлялась из размещённых строгими рядами одинаковых розеток и сложной многополосной каймы. Он был главным предметом в приданном невесты, дарообмене среди населения, служил знаком высшей почести, оказываемой лицам, заслужившим всеобщее уважение, использовался в качестве приза на наиболее значительных конных скачках - байге. Преподнесением калыклема нередко искупали вину за причинённое зло, обиду. Позднее калыклемом стали называться различные с многополосной каймой ворсовые ковры высокого качества. Но само название ковра постепенно вышло из употребления, уступив место национальному «кiлем».
Для казахского ковроткачества характерна своя техника изготовления, манеры исполнения, равновесие фона, отточенность рисунков, строгая симметрия их расположения. Отсутствие товарного коврового производства было обусловлено низким уровнем товарно-денежных отношений в казахских степях, где ковры выносились на продажу исключительно при нужде и крайней необходимости. Коврами взимали дань. Многие народы украшали коврами свои жилища. Коврами застилали лавки, сундуки, устилали полы, завешивали стены. Да и теперь без ковра в доме не уютно.
Ковроделие - изделия, которые можно изготовить своими руками и тем самым создать в доме уют.
Иные традиции предков широко распространены в быту сельских жителей, и ковер является важным предметом утилитарного и декоративного назначения. Традиции прошлого в ковроткачестве, производственные навыки переданы нашему поколению, и в новых условиях они сохраняются в тех районах, где существовали веками. Как искусство палехских мастеров или же кубачинцев Дагестана неповторимо, так и бытование ворсового и без - ворсового ковроткачества в Казахстане, его ареалы определились в течение веков и перешли в наследство нашим современникам.
Этнографы уделяют большое внимание проблеме традиции, ибо благодаря ей происходит непрерывное развитие культуры как единого организма в истории любого народа. Человек как активно действующее существо в процессе создания материальных благ (материальной культуры) создает и духовную культуру, и в этом заключается синкретичность материального и духовного в истории человеческого общества. Новое поколение людей, вступающее в жизнь, живет в единой семье, уже творящей культуру, усваивает существовавшие традиции и вносит свой вклад в общую сокровищницу культуры. Образно говоря «наша духовная культура - это и плод прошлого, и семья будущего». Именно традициям обязано локальное бытование ворсового и без ворсового ткачества в различных районах Казахстана.
Казахские ворсовые ковры на шерстяной основе впервые были выставлены в Москве в 1910 году вместе с туркменскими. Эти ковры заслужили внимание исследователя Н.Ф Бурдукова, который писал о ковроткачестве, развитом среди киргиз в пределах Туркестанского края. В конце 19 века по линии проводилось описание туркменских, узбекских и казахских ковров. Эти материалы теперь находятся в архивах нашей страны. В 1923 году в Москве были организована выставка прикладного искусства народов СССР. На ней экспонировались ковровые изделия народов Средней Азии и Казахстана.
Безворсовые и ворсовые ковры делают до сих пор в отдельных регионах Казахстана, главным образом на юге республики.
В ковровых изделиях решающее значение имеет раппортная организация мотива, в штучных изделиях – монокомпозиции с повествовательными мотивами, содержание которых рекламирует пейзажи и архитектуру Казахстана, символы и выдающихся личностей казахского народа.
В ковровых изделиях решающее значение имеет раппортная организация мотива, в штучных изделиях – монокомпозиции с повествовательными мотивами, содержание которых рекламирует пейзажи и архитектуру Казахстана, символы и выдающихся личностей казахского народа.
Таким образом, ковроткачество, имеющее глубокие корни, издавна характерно для казахского прикладного искусства. Из поколения в поколение передавались секреты ткачества, персональное умение множества мастериц и мастеров, лишь в редчайших случаях выделяя при этом имя творца из общего потока. Принцип преемственности лежит в специфике народных традиций и предполагает возможность выявления глубинной архаичной подосновы народной художественной культуры, без изучения которой невозможно исследование художественного качества композиций и его развития в новых условиях массового производства.
Фото из открытых источников.