…И стало ремесло искусством
Есть казахская пословица: «Ұяда не көрсең ұшқанда соны ілерсің». Смысл ее таков: то, что видел еще ребенком, становится для человека примером, которому он следует всю жизнь. Так получилось и с героем нашей публикации.
С малых лет житель Аральского района Кудайберген Кульмамбетов все свое время проводил в мастерской рядом с отцом. Когда подрос, поставил себе цель – стать таким же мастером, как отец. Он упорно учился технике резьбы по металлу и дереву, искусству литья украшений и оружия. Как самое дорогое хранит Кудайберген первые инструменты, которые оставил ему отец. Помнит уроки отца и других мастеров, открывших ему секреты древнего искусства.
Как рассказывает Кудайберген, были мастера, которые не подпускали в мастерскую детей, всячески старались оберегать их от своего ремесла. Причина в том, что в то время власти не особо поддерживали такие инициативы – якобы, мастера часто работали и с драгоценными металлами. Однако это не касалось Тагжана Кульмамбет-улы, который все время держал сына рядом и постепенно передавал ему свое мастерство. Причем старался делать это тайно и требовал от сына, чтобы никто об этом не знал. Так оно и получилось – о том, что мальчик познает премудрости ремесла отца, не знали ни соседи, ни в школе.
В год, когда Кудайбергену исполнилось 14 лет, ушел из жизни отец. Другой бы на месте мальчика растерялся. Однако он решил, что с уходом отца его дело не должно угаснуть, мастерская должна продолжать работать. И продолжал мастерить, вырезать, отливать – делал все, чему учил отец. Со временем пришел опыт, появился свой неповторимый почерк в изготовлении различных предметов.
Нередко за изделиями, изготовленными руками К.Кульмамбетова, приезжают люди из отдаленных аулов, других районов и Кызылорды. Украшения, мечи, седла, портреты из кожи и другие работы мастера сегодня можно увидеть в музеях ряда казахстанских городов. На кольца, браслеты, серьги, музыкальные инструменты, наборы посуды и другие изделия во все времена был огромный спрос. Причем материал использовался самый разный – от дерева, рогов домашних животных до драгоценных металлов. Кудайберген, пожалуй, единственный в своем роде мастер, который смастерил костяную домбру…
В старину, когда выдавали замуж девушку, обязательным атрибутом приданого был сундук с подставкой, который иные мастера умудрялись сделать настолько красивым, что невозможно было оторвать глаз. Около тридцати различных узоров из металла, которые отец изготавливал в кузнице, после его смерти достались Кудайбергену. Каждый из этих узоров имел свое название: след верблюжьего копыта, птичье крыло, купол, двойное сердце… Он аккуратно наносил эти узоры на жесть, вырезал их, а затем покрывал стенки сундука. Сестра Канзипа красила их в различные цвета, после чего сундук преображался на глазах.
Более полувека минуло с того дня, когда Кудайберген впервые взял в руки инструмент и изготовил свое первое изделие. Летом 2017 года его ученики Шайхислам Магауяулы и Курмангазы Бектурсынов со своими изделиями побывали в Астане на выставке «ЭКСПО-2017», где получили высокую оценку.
Фото из открытых источников.