Основа современной музыкальной культуры Казахстана
Так сложилось исторически, что казахский народ не обладал развитой письменной культурой – величайшие образцы народного поэтического искусства передавались в устной форме и уникальными носителями этого целостного и могучего знания и властителями народных дум были жырау.
Слово «жырау» происходит от слова «жыр», что означает «песнь, сказание». Жырау были глубоко одаренными личностями, которые наряду с незаурядными импровизаторскими способностями, воплощали в себе талант рассказчика, актера, певца, музыканта, а также виртуозно владели музыкальными инструментами. К своим поэтическим импровизациям они сами сочиняли музыку, сами же были их исполнителями. Чаще всего в качестве аккомпанирующего инструмента выступали кобыз и домбра. От жырау следует отличать жырши, которые были лишь исполнителями и не являлись авторами фольклорных произведений. Их репертуар отличался большим разнообразием и включал чаще всего свободно рифмованные сюжеты на исторические темы – эпосы, жыры и терме уже имеющихся авторов. Приезд жырши в казахской степи всегда был праздником. Они могли петь под одобрительные возгласы слушателй в течение длительного времени, некоторые эпосы они исполняли речитативом.
В отличие от жыршы жырау относились к пласту политической элиты. В основном, это были люди, приближенные к ханскому двору. В условиях кочевой жизни жырау были не только искусными музыкантами, но и исполняли многие общественные функции. Одаренные талантом красноречия, они выступали в качестве послов, участвовали в переговорах, предвещали исход тех или иных событий, давали напутствие войску перед походом и поднимали его боевой дух.
Многие жырау были не только поэтами, но и вождями племен, улусов, племенных дружин. Некоторые из них выступали также в роли абызов (предсказателей, кудесников), то есть толковали сны, разъясняли приметы, пытались объяснить явления природы. В своих песенно-поэтических творениях они философски осмысливали жизнь народа, в художественной форме давали оценку происходящим в стране событиям, выражали свое отношение к правителям и их политике с позиций народа. Довольно часто им приходилось решать тяжбы между родами и племенами по распределению кочевий, дипломатические споры и другие вопросы внутренней и внешней жизни общества. Они были и историками, и философами Великой степи, а на определенном историческом повороте стали советниками ханов и государственными деятелями. Порой они жестко критиковали правителей.
В Шиелийском районе в пантеоне «Окшы ата» покоится прах выдающегося жырау Асана Кайгы, который вошел в народное сознание как неутомимый искатель обетованной земли «жер уюк», выразитель надежд простых людей на новую жизнь. За мечты об обетованной земле, идеи любви и сострадания, трагизм мироощущения Шокан Валиханов назвал его «кочевым философом». До наших дней дошли жыры Асана Кайгы, в которых он дает резкую оценку хану Жанибеку за его привязанность к роскоши, пирам и охотам:
Ой, хан! Молчу – не знаешь...
А скажу – не внимаешь:
Свой народ, притесняемый всюду врагом,
Почему не оберегаешь?
Раскрасневшийся, весь от кумыса хмельной,
Потный, чванный, чего ты гордишься собой,
Словно нет больше ханов в орде кочевой…
Отчего так заносчиво ты выступаешь?
Жырау всегда призывали народ к единству, верности заветам предков, выступали против тех правителей, которые свои личные амбиции ставили выше интересов народа. Не обладая нотной грамотой, жырау не имели понятия о жанрах. Однако, исходя из конкретной ситуации, они использовали различные поэтические приемы – романтически приподнятые, радостные в жырах и толгау Шалкииза и Доспамбета, гневные у Маргаски, поучительные у Асана Кайгы и Бухара жырау.
На них была возложена особая миссия, которая заставляла их нести ответственность за судьбу народа, и потому их влияние на народные массы было огромным. Все они были великими степными поэтами, философами и государственными деятелями и своим творчеством заложили основу современной музыкальной культуры Казахстана.
Фото из открытых источников.