Будущее творится в учебных аудиториях
Программная статья Президента Н.А.Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» – это общее видение будущего общества, цель развития которого – создание Нации сильных и ответственных людей. Духовная модернизация – это вопрос нашей идентификации, вопрос ценностей и культурных кодов, разделяемых всеми членами общества. Это – формирование новых смыслов и образов будущего, которое мы созидаем.
Модернизация общественного сознания происходит через обновление гуманитарного знания и принятия обществом новых его императивов. Основными императивами модернизации, указанными в программной статье, являются конкурентоспособность, прагматизм, культ знания, всеобщий культ образования, эволюционное, а не революционное развитие Казахстана, открытость сознания.
В качестве ключевого проекта модернизации общественного сознания в программной статье предлагается проект «Новое гуманитарное знание. 100 новых учебников на казахском языке», реализация которого предполагает следующие конкретные шаги:
• восстановление кафедр гуманитарных наук во всех высших учебных заведениях страны;
• перевод на казахский язык ста лучших учебников мира по всем направлениям гуманитарного знания;
• создание негосударственного Национального бюро переводов. Восстановление кафедр гуманитарного профиля, несомненно, задача важная, особенно в высших учебных заведениях технического профиля.
Цель очевидна – развитие не только высококлассных специалистов в своей сфере, но и гармонических личностей, «хорошо понимающих современность и будущее», открытых для всего нового, готовых к переменам, способных эффективно учиться и перенимать передовой опыт. При этом наиболее важной задачей является необходимость формирования культуры ненасилия в обществе, иммунитета к чуждым для Казахстана идеологиям. Для этого необходимо вводить в учебный процесс новые курсы, направленные на развитие навыков эффективной коммуникации, аналитического и критического мышления, эмоционального интеллекта, культуры медиативного разрешения споров и конфликтов, ответственности за свое местное сообщество и т. д.
Востребованность учебников на казахском языке по всем направлениям гуманитарного знания определяется объективным фактором – усилением позиций государственного языка в сфере образования и науки, а также устойчивой тенденцией роста доли студентов, обучающихся на казахском языке. При этом имеются определенные сложности с обеспеченностью студентов учебной литературой на государственном языке. Реализация проекта «Новое гуманитарное знание. 100 новых учебников на казахском языке», помимо совершенствования системы преподавания социо-гуманитраных дисциплин, будет иметь кумулятивный позитивный эффект.
Переводческий проект будет несомненно способствовать развитию академической науки в сфере социально-гуманитарных дисциплин на государственном языке, так как именно на казахском языке в научный оборот будут вводиться новейшие теории, концепции, объясняющие современные социальные процессы, происходящие в мире. Также проект будет способствовать развитию научного казахского языка, так как потребует формирования понятийного аппарата на государственном языке.
Дина ЕСЕНТАЕВА,
учительница школы-лицея №11.