Своего не отдадим. Об опасности пренебрежения традициями
«Глобализация» – не пустой звук. Это наверняка ощутил на себе каждый. Наши дети слушают рэп, едят чипсы Pringles и любят одеваться, как их американские или европейские сверстники. В общем-то, в этом нет ничего плохого. Мы – современная страна. Казахстан и казахстанцы открыты миру, как и десятки других народов. Глобальная экономика, глобальная коммуникация и культура – данность наших дней, нравится это кому-нибудь или нет.
И нельзя не согласиться с тем, что глобализация как мировой феномен формирует во всех странах и обществах (если они, конечно, не отгорожены «железным занавесом») интенсивные процессы изменений. Причём перемены эти самые различные. Среди них есть нужные и полезные, а есть достаточно опасные. Нет, безусловно, мы далеки от ханжества и затворничества, но полагаем, что опасности культурной и ментальной глобализации нельзя недооценивать. Современные процессы в сфере глобальной коммуникации и так называемой массовой культуры создают обществу очень серьёзный вызов – риск утратить свою идентичность. Что напрямую касается, в том числе, нашего казахстанского народа.
Новые технологии в сфере телекоммуникаций порождают мощные глобальные информационно-культурные потоки. Потоки, формирующие не только тренды в одежде или музыке, но и в целом некую текущую «моду», стиль, предполагающий определённые стандарты и модели поведения. Влиянию этих явлений наиболее подвержено юное поколение. Подростков подкупает интенсивность, многокрасочность, разнообразие предлагаемых глобальной массовой культурой моделей поведения. И, конечно, где-то привлекает их протестный контекст. «Я не такой, как вы», «Ваш стиль устарел», «Вы не в тренде», – говорит ваш сын. Наверное, в чём-то он прав. Но здесь важно понять, что именно, какие поведенческие модели, принципы, традиции он считает устаревшими.
Если устарел ваш айфон – это одно. А если, в представлении паренька, устарели вековые традиции нашего народа, то это уже совсем другое.
Главный вызов заключается именно в том, что глобальная культура может занять доминирующее место в сознании молодого поколения по отношению к собственной национальной культуре. В таком случае у поколения Next сформируется отношение к ней как к чему-то вторичному, архаичному, неактуальному. Опыт многих стран показал, что в последние десятилетия эти процессы усилились. Фактически со стороны проводников глобальной культуры (глобальных информационных холдингов, индустрии шоу-бизнеса, модной индустрии и т. д.) брошен вызов доминированию национальных культур, национальных идентичностей. Юным жителям разных стран предлагают некую единую, универсальную культуру, противопоставляя её «архаичным» национальным культурам.
И к чему же такая эволюция сознания может привести отдельно взятые нации и государства?
Ряд современных мыслителей, писателей, философов с огромной тревогой обсуждают данный вопрос. Они предупреждают, что происходящие ментальные перемены ведут к своего рода «усреднению» человечества, к исчезновению индивидуальности, самобытности обществ и народов. Причём это происходит на наших глазах. К сожалению, для огромного числа людей в разных странах это уже свойственно в полной мере.
Существует, например, международная культура или стиль активно путешествующего человека, так называемого «глоб-троттера». В современной литературе описан типичный образ такого человека: «Из какой бы страны он ни был, он везде останавливается в отеле «Хилтон», предпочитает на завтрак один и тот же бутерброд с тунцом, пользуется одними и теми же моделями телефонов, смотрит одни и те же фильмы, обсуждает одни и те же проблемы с людьми одного и того же типа».
Само по себе наличие таких людей – «граждан мира», как они сами себя идентифицируют – не несёт ничего страшного. Плохо другое – их пренебрежительное отношение к консервативному большинству, придерживающемуся своих исконных национально-культурных ценностей. «Граждане мира» считают консервативное большинство отсталым и старомодным. По их мнению, национальные культуры – пережиток прошлого. И особенно опасно то, что к такому же восприятию убеждённые глобалисты активно подталкивают молодёжь.
Культурная открытость – это сегодня наш казахстанский принцип. Мы готовы обогащать своё культурное пространство новыми идеями и красками. Прекрасно, когда вы знаете много языков и культур, разбираетесь в традициях различных народов, в религиях, обычаях, обрядах. Замечательно, когда вы общаетесь с людьми из разных стран, раскрываете для себя особенности их культур, их мировосприятия. Замечательно, если у вас есть много друзей со всех континентов. Именно таким и должен быть современный казахстанец! Другое дело, что нельзя противопоставлять это своим национальным корням. Будучи открытыми другим нациям, нам нельзя утрачивать собственную идентичность, своё национальное «я». Именно своя национальная идентичность должна служить для любого из нас основой, ментальным и нравственным стержнем. Ибо по-настоящему понять самобытность других можно, только когда ты самобытен сам.
Поэтому для нас неприемлемо, если нам кто-то извне активно внушает мысль, что, мол, твой национальный код, многовековая культура твоего народа – всё это прошлый век. Это, якобы, то, что тебе не нужно, что устарело. Мол, забудь национальные традиции, выучи разговорный английский, «будь как все»...
Противоядием от такого агрессивного ментального саморазрушения, от уничтожения сформированных поколениями наших предков нравственных основ может быть только глубокое знание собственной национальной культуры. Вот почему интерес к ней нужно прививать с самого раннего детства.
В Казахстане, как и во многих успешных современных государствах (таких как Япония, Корея или Сингапур), именно свой уникальный национально-культурный код должен стать основой всего развития. Социальный и экономический прорыв этих стран базировался именно на национально-нравственной консолидации общества, основанной на его исторических ценностях. Корейцы и японцы дали человечеству наглядный пример того, как национально-культурная консолидация общества, его следование лучшим ценностям предков способствуют модернизации. И для нас это так же справедливо. Для нас казахстанская идентичность – это не просто элемент самобытности, а основа, фундамент развития нашей гражданской нации.
Мы не должны забывать, что именно национально-культурное самосознание людей всех многочисленных этносов, населяющих Казахстан, во многом способствует гражданскому единству. И что именно в нашем уникальном национально-культурном коде заложены принципы толерантности, братства, идеи одного народа-семьи, единой казахстанской нации под одним общим синим небом-шаныраком.
Если мы забудем об этом – мы рискуем разрушить наше единство, стать сообществом равнодушных индивидов. Вот почему знание исторических ценностей народа очень важно своевременно передавать юному поколению. Уважение к истории и культурному наследию предков, знание традиций, ассоциирование своей личной судьбы с этой землёй, с её прошлым и настоящим – всё это закладывается с самых ранних лет. Кстати, в своей программной статье, посвящённой теме модернизации сознания и менталитета, президент Назарбаев напоминает именно об этом. «Первое условие модернизации нового типа – это сохранение своей культуры, собственного национального кода. Особое отношение к родной земле, её культуре, обычаям, традициям – это важнейшая черта патриотизма. Это основа того культурно-генетического кода, который любую нацию делает нацией, а не собранием индивидов», – пишет он.
С этим трудно не согласиться.
Потому что мы, современные казахстанцы – действительно не собрание индивидов, как того хотели бы архитекторы глобальной массовой культуры. Мы единая гражданская нация со своими уникальными ценностями, своим мировосприятием и своим уникальным путём развития. Мы не отгораживаемся от других, мы открыты всему новому и современному, но и своего нравственного, духовного богатства никогда не отдадим.
Источник: страница «Болашаққа бағдар: Рухани Жаңғыру» на Facebook.