Чарующие звуки саз-сырнай - в гармонии с природой
Цель подпрограммы «Рухани қазына» - возрождение интереса и уважения к национальным музыкальным инструментам - легла в основу работы Кызылординского областного историко-краеведческого музея.
Музей располагает уникальной коллекцией казахских народных музыкальных инструментов и инструментов народов мира. Есть старинные музыкальные инструменты из разных уголков Казахстана, стран СНГ и мира. В фонде музея насчитывается более семидесяти музыкальных инструментов — духовых, струнных, ударных и других.
Наши предки с незапамятных времен, например, использовали духовые музыкальные инструменты. Изготавливали их из дерева, костей, рогов, железа, глины.
Саз-сырнай - старинный духовой казахский музыкальный инструмент. По форме напоминает куриное яйцо, размером с кулак. Иногда имел форму птицы со сложенными крыльями. Соответственно отсюда и название этого инструмента: тастауык (в переводе означает "каменная курица"), саз сырнай ( саз - глина, а словом сырнай означали все духовые инструменты у казахов).
У саз-сырная есть еще одно название - ускурик, что в переводе означает "трескучий мороз". Такое название он получил благодаря тому, что звук саз-сырная при игре напоминает завывание ветра.
Изготавливали саз-сырнай из глины, для прочности смешанной с шерстью. В корпусе делались 4-6 игровых отверстий. Это давало возможность воспроизводить несколько песенных мелодий в среднем регистре. Особые целебные свойства глины люди знали с глубокой древности и успешно их применяли в жизнедеятельности. Геологи и почвоведы различают до сорока видов глин. Они отличаются друг от друга составом, строением и цветом. Встречаются голубая, белая, красная, желтая, зеленая, серая и даже черная глина, и каждая обладает определенными свойствами, известными древним ремесленникам.
В конструкции саз-сырная своеобразно выражены четыре стихии: вода, земля, огонь и воздух. Эти элементы в понимании древних астрологов соответствуют четырем основным понятиям, характеризующим проявление жизни: Духу, Пространству, Времени и Материи.
В древности саз-сырнай был популярным инструментом среди детей и подростков. Играли на этом инструменте в основном пастухи-чабаны. Саз-сырнай был найден при раскопках сожженного войсками Чингис-хана в 1220 году средневекового города Отрара. Реконструированный исследователем фольклора Болатом Сарыбаевым в 1971 году уникальный музыкальный инструмент был взят на вооружение фольклорно-этнографическими ансамблями.
Сегодня его тембр - мягкий и теплый, способный передать радость и печаль, пение птиц и завывание степного ветра, стал одним из символов исконно национального искусства. С эстетической целью, на поверхность саз-сырная наносят различные узоры и покрывают глазурью. Звук всех инструментов был мягким, с характерным шипящим призвуком. Глиняные инструменты служили игрушкой, забавой для детей. На этих инструментах дети подражали завываниям ветра, голосам птиц и животных.
Саз-сырнай после долгого забвения переживает возрождение, все больше и больше молодых исполнителей стремятся овладеть им.