Вековая традиция казахов - беташар
«Наши национальные традиции и обычаи, язык и музыка, литература и свадебные обряды, – одним словом, национальный дух, должны вечно оставаться с нами».
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
Один из самых красивых казахских свадебных обрядов – это беташар.
Беташар - приветствие невесты, открытие лица невесты перед родственниками. Ему предшествует ряд других не менее красивых обрядов. К примеру, невеста перед тем, как переступить порог дома, дотрагивается до порога руками, эти руки подносит ко лбу в знак уважения к будущим домочадцам. После этого ее сажают за «шымылдырык», белой тканью. Невестку прячут за ней, чтобы люди не увидели ее лица до беташара.
Сама церемония беташара очень красивая. Поклоны невеста отдает в первую очередь уважаемым аксакалам, бабушкам и родственникам. И каждый поклон носит свой смысл и сопровождается мудрыми изречениями и словами благословения.
Скрывая волнение и сдерживая кто улыбку, кто слезы радости, невеста ступает на белое полотно «Ақ жол». Лицо красавицы скрывает тонкая кружевная шаль, символизирующая чистоту и девственность невесты.
Обряд «беташар» проводили в древности еще наши предки-кочевники. Сегодня проведение этого обряда по-прежнему сохранило свое особенное символическое значение.
Беташар символизирует вступление новобрачной в новую семью и переводится дословно, как «бет» - лицо, «ашу» - открывать. Лицо невесты без проведения обряда «беташар» никому не показывали. Молодую усаживали в отдельной комнате за ширмой, где она ждала начала праздника. Когда все приглашенные были в сборе, нарядно одетую невесту под песню «Жар-Жар» выводили к гостям в головном уборе «сәукеле» с закрытым лицом. С обеих сторон ее под руки поддерживали «женгелер» - жены деверей.
На обряд «беташар» специально приглашается поэт-импровизатор - ақын, который с помощью песни, играя на домбре, представляет невесте родственников и близких жениха. Они же, в свою очередь, дают ему вознаграждение - «көрімдік». Каждого родственника невеста должна приветствовать поклоном - «салем салу».
После представления всех присутствующих, акын с помощью домбры открывает лицо невесты или же свекровь подходила к невесте и, желая счастья и благополучия, снимает прикрывающую шаль. Раньше женщины дома обвязывали этой тканью сосуд для взбалтывания и хранения кумыса и шубата. Буквальное значение обряда «бие қысырамас» - «пусть кобыла не останется яловой, даст приплод». Сейчас этот момент чаще опускается.
После с невесты снимают саукеле или фату и надевают платок. Замена головных уборов означала, что девушка теперь относится к группе замужних женщин. На юге Казахстана на один конец платка привязывают скалку «оқтау», за которую тянут во время каждого поклона невесты.
Стоит отметить также, обязательное условие в беташаре - это специальное блюдо «табақ» в который названные родственники кладут деньги. По окончании обряда акын, исполнявший беташар, забирает его в качестве вознаграждения, либо дарит молодым. Сегодня проведение обряда «Беташар» приобретает все большую красочность.