Традиции – богатство народа
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
Наша национальная культура вобрала в себя достижения мировой культуры и является частью и продуктом мировой истории и культуры. Изучение истории и культуры народа невозможно без понимания истоков этнического развития, приоритетных духовных, нравственных ценностей казахской культуры. В истории любого народа осмысление прошлого закладывается основа и перспективы развития будущего. Как отмечает президент Нурсултан Назарбаев «... Казахи - наследники великих цивилизаций - сумели пронести свое национальное «Я» над всеми историческими пропастями и впадинами. И не только пронести, не только сохранить, но и приумножить».
Один из важных обычаев в казахской культуре - это "Торкиндеу" - от слова "торкин" (родственники невесты). После того, как девушка выйдет замуж, она через определенное время отправится в гости к своим родичам. Это и называется "торкиндеу". Родственники невесты принимают ее как почетную гостью, готовят праздничное угощение, дарят подарки.
"Торкиндеу" - неотъемлемое право жены посещать своих родственников после замужества, но только через год после свадьбы. По традиции казахского народа замужняя женщина - "торкиндейди" (идет к своим родственникам), зять - "кайындап" (к родственникам жены), "жиен" (дети дочерей) - "нагашылап барады" (к родственникам со стороны матери).
Выданная замуж дочь не посещает дом своих родителей раньше, чем пройдет годовщина со дня свадьбы. Запрет этот установлен в интересах вновь созданной семьи - чтобы разгорался очаг молодоженов.
Важно, чтобы молодая жена сполна адаптировалась в своей новой роли на новом месте, взяв на себя полагающиеся функции в хозяйстве и в отношениях с людьми: содержать дом в порядке и чистоте, не давать остывать и пустеть самовару, чинно и по уму встречать и провожать людей - со всеми сопутствующими обстоятельствами. И только после этого можно и нужно совершать торкиндеу - паломничество в родительскую семью. Прибыв туда, она вольна ликовать в голос и всячески выражать свое дочернее томление. Отец и мать встречают соскучившуюся по ним дочь добром и радушием, а провожая обратно, дают ей все, что бы ни попросила.
Таким образом, поскольку жизнь и благополучие зависели от выносливости , особое внимание уделялось привитию дочерям этих качеств с самого раннего детства. Ведь не зря говорят: «Счастлив народ, если сердце навестившей девки успокоится любовью». Этим визитом завершались все обычаи и обряды, связанные с бракосочетанием.
Современный суверенный Казахстан переживает период своего национального возрождения. Возрастающий интерес к истории своего народа, к своей национальной культуре, к истокам формирования этноса и его эволюции в системе общемировой цивилизации – реалии, характерные для всего постсоветского пространства на рубеже веков.
Этот процесс в полной мере относится и к казахскому этносу, поскольку ранее имело место сознательное изживание и уничтожение культурных традиций на протяжении всего двадцатого века. За семидесятилетний советский период в Казахстане боролись с традициями как с «пережитками прошлого». Однако никакие общественно-политические процессы не смогли «затушевать» этническую индивидуальность и национальное самовыражение казахского этноса. В связи с этим позитивное обращение к истории своего народа, собственным национально-культурным корням может служить для решения многих актуальных проблем современного общества в области брака и семьи, как рост числа разводов, падение рождаемости, малодетность, воспитание в неполных семьях, сиротство и др.