Жамбы ату – игра для настоящего джигита
Казалось бы, у нашего народа было не так уж и много развлечений, как и поводов для веселья. Кругом степь, хозяйство, заботы, бесконечное кочевье… Но не всё так просто. Чтобы не скучать посреди Великой Степи, наши предки придумали множество игр, особенность которых — проверка на силу и выносливость.
Одной из увлекательных игра была «Жамбы ату» - праздничное состязание казахских жигитов на меткость в стрельбе из лука. Жамбы - серебряный диск, который подвешивался на тонкой веревке из конских волос на перекладине. Задачей участников состязания было стрелой, выпущенной из лука сбить диск, чтобы он упал на землю. Существовало несколько вариантов таких состязаний - состязание могло проводиться верхом на лошадях, то есть джигит должен был попасть по диску, скача верхом на лошади. А могло проводиться состязание без лошадей, когда участники с определенной дистанции поочередно пытались сбить диск. У кого это получалось с меньшего количества попыток - тот и побеждал.
Правила могли меняться в зависимости от обстоятельств, масштаба праздника, статуса хозяев и гостей. Но неизменно, чем ценнее приз, тем труднее его получить. Труднее всего перебить подвеску с призом выстрелом с лошади на полном скаку, когда требуется не только высший уровень интуиции стрелка, но и такой же уровень управления лошадью. При всём разнообразии снаряжения и правил именно этот вид состязаний подразумевается в первую очередь при упоминании жамбы ату и его подобий.
При определённых условиях победа всадника в жамбы ату это выдающееся достижение — только превосходный воин и прирождённый лидер способен на полном скаку выстрелом из лука перебить тонкий подвес и забрать приз стоимостью в несколько отар овец. Победитель становился героем. В эпических сказаниях о героях (к примеру, о Манасе, о Кобланды) среди прочих подвигов описываются их участие и победа в жамбы ату.
Происхождение состязания жамбы ату точно не установлено. В дословном переводе с казахского «жамбы ату» значит «стрелять по жамбу». Косвенно, восстановить историю происхождения можно по истории джамба, которая позволяет отнести возникновение турнира либо к эпохе наивысшего могущества монгольской династии Юань (конец XIII — начало XIV веков), либо к периоду маньчжурской династии Цин (XVII—XVIII века).
Обширный ареал состязаний, подобных жамбы ату, как и разнообразие их форм, говорят скорее в пользу «юаньской» версии. Легко представить, как по случаю свадьбы дочери или рождения сына в ставке князя чингизских кровей или даже самого императора, наряду с прочими увеселениями и развлечениями проводятся состязания конных лучников с невероятно щедрым призом; как на этих праздниках присутствуют старейшины союзных родов и племён и правители подданных городов и народов, которые, разъезжаясь, стремятся устроить у себя такие же состязания.
Так «стрельба по слитку», постепенно распространяясь, становилась всё менее узнаваемой, то упрощаясь до детской стрельбы по кожаным мешочкам «на счёт» («Стрельба в сур»), то возвышаясь до религиозного ритуала-церемонии («Ябусамэ»). Получают объяснение и глубокое проникновение турнира в культуру кочевых народов, их потомков и соседей, и «народный» характер состязаний, и их довольно высокий престиж.