Жемчужины мысли, духовное наследие великой степи
Ни в чем не раскрывается так ярко душа народа, как в песнях. Песня звучала в повседневной жизни казахов, а любимый инструмент степняка – домбра – занимала почетное место в каждой юрте.
Акын обычно импровизировал и исполнял песню сам. Знаменитые казахские акыны Жиембет, Маргаска, Актамберды, Умбетей, Бухар жырау воспевали важнейшие события в жизни народа, выступали против феодальной раздробленности, призывали к сплочению и совместной борьбе против внешних врагов. Ни одно празднество не проходило без участия акынов, столь высоки среди народа были их авторитет и влияние. Они слагали песни о важных исторических событиях, героических сражениях, прославленных батырах, воспевали любовь, благородство, чувства и переживания, мечты и чаяния людей. Наиболее искусных из них называли салами и сері (Биржан сал, Акан сери). Они имели высокий статус в традиционном казахском обществе и отличались не только ношением одежды и манерами, но и особым стилем поведения. В окружении сказителей, борцов (палуанов), музыкантов салы и сері ездили по аулам, где народ принимал их как самых уважаемых гостей. Музыканты гостили не один день и развлекали жителей аулов, соревнуясь друг с другом в исполнительском мастерстве. Так появились айтыс и тартыс, или кюй-тартыс. Отважиться на него мог не каждый исполнитель. Обычно в этом музыкальном состязании двое домбристов поочередно играют кюи. Первый в любой момент может прервать свою игру, а второй должен тут же подхватить и продолжить. Соперничая друг с другом в блеске и красоте импровизации, музыканты исполняли один кюй за другим. Особо трудным заданием считалось повторение кюя соперника по памяти.
Жанр айтыса присущ многим народам с тюркскими корнями. Поэтические состязания-мугаллакаты были популярными еще у средневековых арабов. У карачаевцев айтыс известен под названием «ийнар» или «сумеликжырла», у туркмен – «айтышыгы», у татар – «эй-тегиу», у алтайцев – «согюги-кожондор», у киргизов – «айтыш». Однако, как отметил доктор исторических наук, директор Института истории государства Буркитбай Аяган, в классическом виде жанр айтыса сохранился только у казахского народа.
Традиция айтыса тесно связана с ораторским искусством. Казахский народ хранит в своей памяти имена биев-ораторов Толе би, Казыбека би, Айтеке би, Бала би, Сырыма Датова и других. Польский поэт и этнограф Адольф Янушкевич, встречавшийся с красноречивыми биями Кунанбаем, Койшибаем, с народными поэтами и певцами Орынбаем и Шоже, с восхищением отмечал, что «барды степей – великие поэты, импровизации которых свидетельствуют о необыкновенном таланте и способностях».
Композитор, собиратель казахского фольклора Александр Затаевич, отмечая необыкновенную красочность и образность устной народной поэзии, которая отличалась богатством метафор и сравнений, размахом фантазии, писал, что «...и в живой речи казахи – прирожденные ценители и любители изысканного красноречия». Об их поэтическом мастерстве свидетельствуют айтысы – состязания акынов-певцов, которые своими меткими поэтическими импровизациями проповедовали лучшие этические идеалы казахского народа. Большая их часть дошла до наших дней в записях ученых-фольклористов Диваева, Радлова, Копеева и других.
Яркое отражение искусство айтыса нашло в Приаралье. Земля Сыра стала родиной выдающихся мастеров песенного импровизаторского искусства Омара Шораяка, Карасакала Еримбета, Будабая Кабылова, Рахмета Мазхожаева, Куаныша Баймаганбетова, Байназара Отепова, Турмагамбета Изтлеуова, Кошенея Рустембекова, Нартая Бекежанова, Манапа Кокенова.