В наследство - музыка и песни
«Наши национальные традиции и обычаи, язык и музыка, литература и свадебные обряды, – одним словом, национальный дух, должны вечно оставаться с нами».
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
В 2015 году айтыс как уникальное искусство импровизации был включен в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО.
Национальная самобытность и высокая духовность казахского народа особенно ярко проявилась в его песнях. За сотни лет кочевой жизни на огромных пространствах Великой степи казахи создали величайшие образцы устной народной поэзии. Казахский фольклор уникален и отличается богатством жанров. Существует свыше сорока видов песен: героические сказания (дастаны), философские размышления (толғау),посвящения (арнау), песни-назидания (терме), обрядовые песни (жар-жар, сыңсу, бесік жыры, жоқтау и другие), лирико-эпические поэмы, предания, легенды, частушки, песни, посвященные религиозным обычаям (заклинания баксы, заговоры, заклинания и другие), поэтические состязания (айтысы).
В созвездии акынов земли Сыра особое место принадлежит Нартаю Бекежанову. В тридцатые годы прошлого столетия имя Нартая было широко известно не только в присырдарьинских аулах и городах, но и во всей республике. Он родился в 1890 году в ауле Бестам Шиелийского района в крестьянской семье. Суровая жизнь закалила его характер. Он вырос спокойным, сдержанным, немногословным. Постоянная нужда, повседневные заботы не заглушили его природного дара певца. Он был еще подростком, когда за ним закрепилось прозвище «парень-певец». На становление таланта юноши большое влияние оказали мать будущего музыканта Бактыгуль и дядя Мансур, который был известным в тех краях акыном. Мать и дядя незаметно, исподволь воспитывали в Нартае интерес и любовь к музыке и поэтическому слову. К тому же именно в это время случилось событие, которое окончательно определило судьбу Нартая. В город Ак-Мечеть прибыл прославленный акын Тайжан. Опытный, чуткий певец приметил юношу, приободрил его, говорил ему о трудном и почетном пути певца, о том, что нужно очень серьезно относиться к своему таланту, лелеять, беречь, растить его. Советы Тайжана глубоко запали в душу начинающего певца. Нартай считал себя учеником Тайжана.
В 1937 году Нартай возглавил агиткультбригаду Шиелийского района. Небольшая вначале бригада вскоре разрослась в областной ансамбль, душой его был Нартай. В составе ансамбля были певцы, домбристы, танцоры. Ансамбль пользовался большим успехом. Самодеятельный коллектив отличался богатым репертуаром. В народе этот коллектив называли ансамблем Нартая. Активную деятельность развернул ансамбль Нартая в годы Великой Отечественной войны. С неизменным успехом выступал он в Чимкенте, Джамбуле, Кзыл-Орде, а также за пределами республики – в Оше, Джалал-Абаде.
Нартай выделялся своей многогранностью. Зимой 1943 года в Алма-Ате состоялся айтыс. Сюда приехали многие знаменитые акыны – Шашубай, Кенен, Калка, Нурлыбек и другие. В айтысе участвовал и Нартай. Он состязался с акыном Нурлыбеком. Многие акыны заранее подготовили свои слова, записали текст поэтической речи. Шашубай, Нурлыбек и Нартай часто отступали от заготовленного текста, «на ходу», экспромтом сочиняли свои ответы, показав тем самым пример вдохновенной импровизации. Нартай аккомпанировал себе на гармони и пел тягуче и широко. Ему шел тогда шестой десяток, но голос его был по-прежнему силен, красив и изящен. Акыны пели о жизни и трудовых успехах советских людей в тылу, о победе над гитлеровскими захватчиками.
Высоко ценил Нартая акын Жамбыл Жабаев. О его удивительном даровании, поэтическом мастерстве старый акын говорил впоследствии не раз.
Всенародной славой и признанием пользовался акын Манап Кокенов. У него много званий, но главное – народный акын. Впервые он заявил о себе как о поэте в 1943 году. В Жанакоргане организовали айтыс акынов, куда съехались мастера жанра со всех аулов, были среди них и уже именитые акыны. Вот тогда-то на айтысе и попробовал свои силы пятнадцатилетний светловолосый мальчуган, как тогда его прозвали, «ақ бала». Выступление юного таланта из Талапа было оценено по достоинству. Организатор айтыса, акын-импровизатор Нартай Бекежанов предрек тогда Манапу Кокенову большое артистическое будущее и не ошибся. Автор многих поэтических произведений, неоднократный победитель областных и республиканских айтысов, продолжатель лучших музыкальных традиций национальной культуры, он создал свою творческую школу.