«Когда смыкаются горизонты пространства и времени, начинается национальная история»
Наше время, к сожалению, накопило большой негативный опыт по пренебрежительному отношению к истории. Особенно к истории других народов, незнакомой и как следствие малопонятной. Этим грешат многие. В том числе, а может и в первую очередь, представители, так называемых, цивилизованных стран. А между тем история любого этноса — это путь его эволюции сквозь время и пространство, это путь, который выбрали его далекие пращуры, как единственно верный в тех условиях, в которых они жили. Именно об этом пишет в своей статье «Семь граней Великой степи» Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
Образ кочевника неотделим от образа всадника. Кочевая культура и быт неразрывно связаны с этим культом. И боевой конь, и тягловая лошадь играли в жизни жителей Великой Степи ключевую роль.
Конница участвовала во всех, практически беспрерывных, войнах Древнего мира и Средних веков. При этом далеко не все народы одновременно создали эти, как сказали бы сейчас, «мобильные части быстрого реагирования». К примеру, в одном из оплотов цивилизации – Древней Греции, славившейся своей тяжеловооруженной пехотой – гоплитами, поначалу вообще не признавали кавалерию, и то удивление, которое испытали греки при виде воина на лошади, нашло свое отражение в образе мифического кентавра – человека с лошадиным туловищем.
Опираясь на мощное конное войско союза массагетских племен, легендарная сакская царица Томирис сокрушила огромную армию одного из первых потрясателей Вселенной - персидского царя Кира. Развитое коневодство помогло кочевым народам Великой Степи строить могучие государственные объединения, перед которыми трепетал мир.
Наши предки создали практически идеального степного рыцаря, воина, который сливался с конем в единое целое, был вооружен пластинчатым луком, обладающим огромной ударной мощь и саблей, искривленный клинок которой увеличивал силу ее удара. При этом сам он был защищен многослойной броней, сочетающей в себе и кольчугу, и панцирь.
Оборона своих исконных земель и набеги на врагов требовали от кочевников высокого уровня военной подготовки. По сведениям Геродота, войско кочевников «никто не мог покорить, они внезапно появлялись, наносили удар и также быстро исчезали».
Сегодня мы называем Великой степью огромную часть территории земного шара, которая простирается от Восточной Европы до почти берегов Тихого океана, эта территория веками была территорией великих кочевий, которые шли с запада на восток и с востока на запад. Ее пространство не имеет географических границ, отделяющих разные регионы. Степные народы не были ограждены от соседей естественными географическими препятствиями, подобно странам Европы. Возможности быстрого перемещения в пространстве, продиктованные самим образом жизни, определяли образ древних номадов.
История Казахстана неразрывно связана с историей Великой Степи. Поэтому Глава государства особенно подчеркивает то, что: «Сегодня нам необходим позитивный взгляд на собственную историю. Однако он не должен сводиться лишь к избирательному и конъюнктурному освещению того или иного исторического события. Черное – неразлучный спутник белого. Вместе они образуют неповторимую цветовую гамму жизни как отдельного человека, так и целых народов. В нашей истории было немало драматических моментов и трагедий, смертоносных войн и конфликтов, социально опасных экспериментов и политических катаклизмов. Мы не вправе забывать о них. Необходимо осознать и принять свою историю во всей ее многогранности и многомерности».
Источник: страница «Болашаққа бағдар: Рухани Жаңғыру» на Facebook.