Бережно передавая потомкам
Земля Сыра, расположенная вдоль Великого Шелкового пути, богата на исторические памятники и наша задача изучить и сохранить это уникальное культурное наследие и передать нашим потомкам.
В этом плане в регионе на протяжении последних лет проводится целенаправленная работа. Так, древнее городище Сыганак, в котором еще недавно проводились восстановительные работы, уже открылось как туристический объект, и есть все предпосылки для того, чтобы в перспективе оно станет культурно-историческим центром этнотуризма.
Как сообщили в областном государственном учреждении по охране памятников истории и культуры, на месте древнего города проведены археологические раскопки и трехэтапная реконструкция, которые финансировались из республиканского и областного бюджетов.
Историки прежних времен называли Сыганак «гаванью кипчакской степи». При потомках хана Жошы Сыганак был центром Белой Орды, там чеканили тенге. Во времена Казахского ханства этот город считался одним из основных политических и экономических центров.
Сыганак даже внешне отличается от своих соседей. Отырар, Сауран, Сидак или Карнак сегодня представляют собой оплывшие бугры без особой растительности. Сыганак же – своеобразный лес на возвышенности. Деревья, кустарники, саксаул, высокая трава делают городище еще более загадочным.
В средневековой истории этого региона огромную роль играли племенные союзы тюргешей, карлуков, канглов, кипчаков, печенегов, огузов. Они оказали влияние на этногенез казахского народа, его политический, социальный, экономический и культурный образ жизни. Историк Востока Аль-Идриси сообщал: «Города огузов многочисленны, они тянутся друг за другом на север и восток вдоль Сырдарьи. У них там укрепленные крепости, в которых укрываются князья и в которых они хранят свои запасы продовольствия».
К этим городам относились Сюткент, Сыганак, а столицей одно время был Жанкент (Янгикент). Первое упоминание о Сыганаке можно найти в письменных источниках Х века. Город назван Сунах в труде неизвестного персидского автора «Худуд-ал-Алем». Спустя столетие Махмуд Кашгарский в сочинении «Дивани лугат ат-турки» рассказывает о нем как о городе огузов. В XII веке Сыганак уже назван центром кипчакской государственности.
Начало исследований Сыганака, как и Саурана, положил ученый П.Лерх, когда в 1867 году по поручению Русской археологической комиссии совершил поездку в Туркестан. Цель экспедиции: осмотреть развалины средневековых городов региона. В те годы город огузов называли остатками бывшей крепости Сунак-курган. Рузбихан несколько столетий ранее давал городу другое определение: «Гавань Дешт-и-Кипчак». Объяснение простое – в стародавние времена номады ежедневно пригоняли в Сыганак тучные отары овец на продажу. Один раз встречается название Сыгнах. Так город называет в своем сочинении армянский историк XIII века Киракос.
После Лерха в конце XIX столетия поселение исследуют краеведы Е.Смирнов и В.Каллаур. В начале следующего века историк И.Кастанье обнаружил на местном древнем кладбище надгробные камни с арабской вязью. В середине XX столетия город изучают советские археологи.
Сегодня интерес к Сыганаку особенный, потому что многочисленные экспедиции не раскрыли и половины тех тайн, которые хранит городище, а они тесно связаны с историей и становлением казахского народа.
Сейчас изучить городище даже самым любопытным и дотошным путешественникам можно за полчаса, но на самом деле площадь только одной его цитадели 7,2 гектара, а если брать полностью, то – 20. Это говорит о том, что у археологов еще много работы.