Сохраняя традиции и обычаи
«Без опоры на национально-культурные корни модернизация повиснет в воздухе. Я же хочу, чтобы она твердо стояла на земле. А это значит, что история и национальные традиции должны быть обязательно учтены».
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
Обрядов, традиций у казахов немало. Они сопровождают нас с самого рождения: бесікке салу, шілдехана, сүндетке отырғызу… Многие традиции и обряды сейчас подзабыты, например, древний обряд «сүйіндір», когда после рождения ребенка первой роженицу посещает родная мать. Она привозит подарки для малыша и «қалжа» (мясное блюдо, которое специально готовится для роженицы).
Очень интересна традиция «қой басты», связанная с процессом кошмоваляния. Процесс очень трудный, долгий. Шерсть взбивают, стирают, сушат, красят, варят, укладывают, скручивают… При этом из одного места переходят на другое (между домами), остановившись возле какого-то дома (любого), все в один голос говорят: "Қой басты", "қой басты" – то есть «Твой дом наполнен баранами». Услышав это, хозяйка выходит из дома и выносит кошмоваляльщикам угощение – кумыс, баурсаки, курт... С ней связана и другая традиция – «тулақ шашу», которая проводится при взбивании шерсти. До и после работы хозяйка готовит специальное угощение для женщин, взбивающих шерсть.
Хорошо сохранилась традиция «нәзiр», правда, многие люди не помнят названия традиции, но ее соблюдают. «Нәзір» – благословение на трудовое начинание. Перед тем, как начать постройку нового дома, перед посевными и другими сложными работами, каждый человек, желая удачи в начинании, приглашал аулчан, резал барана, оповещал о своих намерениях, читал молитву и просил у присутствующих благословения. Собравшиеся благословляли, желали удачи.
- Мне очень нравятся обычаи, связанные с трудом и промыслом. Многие сохранились в аулах, - рассказывает руководитель общественного объединения женщин Сырдырьинского района Улмекен Жаналиева. - К примеру, традиция «қол ұшын беру». Случайный прохожий, оказавшийся свидетелем сплоченной работы односельчан (стройка, уборка урожая, сена и т.д.) не должен пройти мимо, он обязан подать несколько кирпичей, стог сена затянуть, то есть должен подать руку помощи, быть полезным хоть чем-нибудь. Молча наблюдать или пройти мимо считалось неприличным. И это один из методов воспитания трудолюбия.
В аулах до сих есть традиция «қымыз-мұрындық» – первая проба кумыса. Специально приглашают уважаемых аксакалов, соседей на первый кумыс. Старейшины дают благословение.
Ни один праздник урожая издревле, да и сейчас, не обходится без сабан тоя – осеннего праздника хлеборобов, праздника труда. После уборки накрывают дастархан, старейшины аула дают "бата" (благословение с пожеланиями), после трапезы той продолжается национальной борьбой, играми, песнями. Одним словом, после горячей страды люди с облегчением вздыхают, пожинают плоды своих трудов. Здесь же, на сабан тое, раздают людям «кеусен» – пшеницу, муку...
– Очень самобытны обряды, обычаи, поверья, связанные с детьми. К примеру, «шілдехана», праздник по поводу рождения ребенка. Подзабылся у молодых обряд «қалжа», когда угощали пищей роженицу в первый день родов. Таким образом казахи выражали заботу о роженице. Не менее красивы обычаи «бесік той», «есім кою», обряд поручается выполнить уважаемым людям, которые благословляют новорожденного. Ну, и, конечно, «қырқынан шығару», торжество отмечается на сороковой день рождения ребенка, младенца купают в 40 ложках воды, проводится первая обрядовая стрижка волос и ногтей. Актуален «тұсау кесу», когда малыш сделал свой первый шаг. Уважаемый человек разрезал ножом специальные веревки, опутывающие ножки ребенка, - отмечает психолог Назира Аймаханова.
Обычаи и традиции казахов – это огромный и важный пласт работы по воспитанию подрастающего поколения. На фоне влияния глобализации институт национальных традиций продолжает сохранять свое значение.
Фото из открытых источников.