Сыганак – загадок становится меньше
Сыганаку, развалины которого находятся на юге района, суждено было стать кипчакской столицей (XII-XIV века), ставкой Ак-Орды (XIV-XV века) и центром Казахского ханства (XVI-XVII века). Самые ранние упоминания о Сыганаке содержатся в записях арабского географа Махсиди, жившего в Х веке. По его свидетельствам, это был цветущий город на перекрёстке оживлённых караванных дорог. Расцвет экономики и культуры города пришёлся на канун татаро-монгольского нашествия.
В древности, как отмечают летописцы, Сыганак был цветущим, и его окружали богатые поля. Купцы Туркестана и Мавераннахра привозили сюда товары и совершали с людьми Дешта торговые сделки и обмен. К началу XVI века город переживает упадок, его постепенно покидают люди. Окончательное запустение приходит в Сыганак к середине XIX века.
Хозяйственная жизнь у тюрко-огузских племен была разнообразной, но основой было пастбищное скотоводство: овцы, лошади, верблюды, крупный рогатый скот. Но за крепостными стенами занимались и зерновыми культурами, выращивали овощи. В самом же городе развивались торговля и ремесло. О том, что керамическое производство в Сыганаке процветало, говорят многочисленные обломки посуды, которыми буквально усыпана поверхность городища столетия спустя. Помимо гончаров в Сыганаке жили кузнецы, ювелиры, оружейники. К последним было особое уважение, потому что здесь жили свободолюбивые и независимые граждане. И если Сауран во время нашествия сдался монголам без боя, то Сыганак оказывал неприятелю отчаянное сопротивление. Средневековый летописец Джу-вейни писал, что воины Джучи-хана брали все города на Сырдарье без боя. Город огузов же отчаянно сражался неделю, после чего пал. Месть была кровавой – все население было вырезано.
На разведочном археологическом шурфе отчетливо видны следы пожарища – культурный слой из почерневших бревен сгоревших домов. Нетрудно представить, какая трагедия разыгралась в Сыганаке после взятия города полчищами монголов. Штурму предшествовали «дипломатические» переговоры, когда местный купец Хасан Ходжа уговаривал горожан сдаться на милость Джучи. Гордые сыганакцы убили предателя и приняли неравный бой...
По обычаям тюрков погребение у огузов было особым – подкурганное захоронение с конем, оружием и личными вещами. Трупы же противников сжигали, а пепел развеивали по ветру. Верный спутник кочевника при жизни – конь сопровождал номада и после смерти. Этот обычай описывали европейские послы и путешественники Плано Карпини и Вильгельм де Рубрук. Последний сообщал, что возле захоронения номада «повесили на жердях 16 лошадиных шкур, по 4 с каждой стороны...».
Племена тюрков, к которым относились и огузы, были язычниками, хотя в присырдарьинских городах в VIII-XI веках уже распространяется ислам. Поклонение культу неба – Тенгри, солнцу, земле и воде существовало вместе с почитанием священных тотемов-животных – волка, оленя, архара, сокола. В этом плане Сыганак можно назвать городом-побратимом Сидака, что находится рядом с Туркестаном. Почему именно эти места облюбовали непокорные и свободолюбивые люди, еще предстоит выяснить специалистам. Дух огузов был непоколебим. Потому и ислам не принимали в противовес всем среднеазиатским
государствам.
Сыганак после монгольского нашествия вновь возрождается в XIII веке, превращаясь в крупное экономическое и политическое ядро. В XIV веке город на время становится столицей Ак-Орды. Строятся духовные центры: мечети, медресе. Одно из подобных культовых сооружений раскрыли археологи. Оно находится в сотне метров от стен городища. По архитектурным признакам строение очень древнее. Причем его неоднократно восстанавливали после разрушений. По всей видимости, предки заново отстраивали мечеть именно здесь потому, что считали это место священным.
Борьба за Сыганак продолжалась и в позднее Средневековье, пока в XVI веке город окончательно не перешел во владение казахских ханов. Здесь строятся шедевры зодчества, одним из наиболее значимых становится мавзолей Кок-Кесене. По мнению некоторых историков, это культовое сооружение было усыпальницей Абулхаира.
Фото из открытых источников.