О чём говорит и молчит камча
«Первое условие модернизации нового типа – это сохранение своей культуры, собственного национального кода. Без этого модернизация превратится в пустой звук».
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
В культурно-бытовом укладе казахского народа камча занимала особое место. Житель аула имени Т.Комекбаева Кармакшинского района Камалбек Бектыбаев с детства занимается изготовлением камчи и знает о ней много интересного. Это ремесло ему, можно сказать, досталось по наследству. Отец был мастером по дереву, занимался также изготовлением камчи, седел, упряжи.
– Тяга к ремесленничеству, думаю, передалась мне от него, – говорит К.Бектыбаев. – Я пристрастился к изготовлению камчи.
В первое время, как он признается, камчу делал по необходимости. Дело в том, что в детстве ему приходилось пасти лошадей и целыми днями находиться в седле. А управлять лошадью без камчи невозможно. Это необходимый атрибут каждого всадника. Однако непосредственно для управления лошадью она не использовалась, всадники, выросшие с детских лет, так сказать, на коне, в этом не нуждались.
Мой собеседник считает, что камча — произведение искусства, вещь, придающая силу джигиту. Это короткий кнут. С рукоятью порядка не более сорока сантиметров в длину и с плетенной частью из сыромятной кожи не более шестидесяти сантиметров, как правило, одной толщины по всей длине. Красивый эстетический вид придавали разнообразное плетенье и украшение кисточками и бахромой.
Как говорит Камалбек ага, очень важно, какого качества кожа для плети. В древние времена шкуру крупнорогатого скота отмачивали в айране, засыпали солю. Каждые два-три дня перемешивали. И так почти месяц – после обработки отслаивалась шерсть. Затем выделывали на деревянном станке. Дальше разглаживали. Количество кожаных полос – четыре, шесть, восемь, десять.
Наш мастер, в основном, плетет из четырех полос, поскольку чем больше полос, тем плеть становится толще, и удар получается очень чувствительным для лошади.
Наверное, немногие знают, что камча не только инструмент для управления лошадью, это еще и национальный атрибут.
– Были свои правила использования камчи, – продолжает К.Бектыбаев. – Когда просили слова для выступления, бросали камчу на середину. По тому, как ее держали в руках, можно было определить настрой гостя. Если плеть свободно свисала – значит, не с добром в дом пришел. Если сложена и ее конец в руке – человек пришел с миром.
Она превращалась в грозное оружие, если в нее вставляли металлический стержень, а в самый кончик — кусочек литого металла. Удар едва выдерживали верблюды и быки.
Входя в юрту или находясь не в седле, следовало держать камчу в правой руке, вдвое сложенной, не размахивая ею. Показывать кому-либо направление дороги или указывать на какой-либо объект всаднику следует не рукой, а сложенной камчой. Нельзя плетью бить землю, детей, дом, войлок.
Кочевник входил в чужую, незнакомую юрту без камчи в руках. Оставлял ее в седле или убирал в сапог. Появление джигита среди девушек с особо выделанной либо искусно украшенной камчой сразу повышало его статус и положение в обществе.
Камча, говорит ремесленник, должна висеть в каждом доме. Как оберег от дурных людей и злых духов. Считалось, что она пропитана потом коня, к такой плети боятся приблизиться бесы и всякая нечистая сила. Не зря же наши предки полагали, что камча наделена силой. Они верили: если положить под подушку плеть, то она отгонит от малыша все плохое.
Камча оберегала шанырак от злых духов, помогала всаднику обуздать резвого скакуна. У кочевников было положено, чтобы она висела в каждой юрте на видном месте.
При изготовлении камчи мастер, который посвятил этому делу тридцать лет, не терпит суеты и считает, что в любом деле необходимы терпение и выдержка. Для того, чтобы заниматься ремесленничеством, нужно, в первую очередь, работать с усердием, всей душой и обладать определенной сноровкой, умениями.