АКИМ ГОРОДА КЫЗЫЛОРДЫ ВОЗГЛАВИЛ РЕЙТИНГ
Недавно параллельно с оценкой эффективности работы областных акиматов проводилось исследование эффективности работы акиматов областных центров. Опрос проводился с 11 по 16 июля. В рамках данного проекта было опрошено 92 эксперта, преимущественно представляющих регионы страны.
В рамках исследования была учтена значимость 7 основных критериев, которые были взяты для оценки качества работы акиматов областных центров. Оценка проводилась с использованием 7-балльной системы с ранжированием от «1» (наименьший) до «7» (наибольший) баллов.
Обработка результатов проводилась при помощи универсальной статистической программы SPSS с применением дескриптивных статистик, путем вычисления средних баллов. Для расчета общего рейтингового показателя были применены арифметические действия к результатам исследования. Данная процедура была проведена с применением «весов», путем суммирования и выведения среднеарифметических баллов.
В соответствии с критериями эксперты распределили степень эффективности работы акиматов областных центров следующим образом:
Группу лидеров составили:
Акимат г. Кызылорда (Нурлыбек Налибаев) 3,86 балла
Акимат г. Актау (Едил Жанбыршин) 3,85 балла
Акимат г. Усть-Каменогорск (Темирбек Касымжанов) 3,85 балла
Акимат г. Уральск (Алтай Кульгинов) 3,84 балла
Акимат г. Талдыкорган (Ермек Алпысов) 3,81 балла
Лидерство в списке наиболее эффективных акиматов областных центров удалось захватить акимату города Кызылорды. По мнению экспертов, лидерство акимата города обусловлено личным патронажем акимом области Кушербаевым К.Е. муниципального развития, согласно принятой Стратегией до 2020 года
К ЕХРО-2017 Кызылорда готовит экспозицию «Энергия будущего». Данная тематика имеет особую значимость в контексте реализации в стране государственной программы по переходу к «зеленой экономике». Выставку «Энергия будущего» организуют в Байконуре в период посещения города гостями. Основным звеном экспозиции станет проект комбинированной электростанции по выработке солнечных концентратов, разработанный совместно с французской компанией «АЛСТОМ», одной из ведущих по производству и поставке энергетического оборудования. Аналогов таких объектов в мире пока два – в США и ОАЭ.
В группе лидеров также акимат города Актау, в котором планируется строительство логистического центра, который нацелен на решение вопроса продовольственной безопасности города. План детальной планировки для него уже разрабатывается. Логистический центр будет использоваться для экспорта товаров на остальную территорию Казахстана. Примечательно, что несогласованность в информационной политике городского и областного акиматов отражается не всегда позитивно в целом на позиционировании Мангистауской области среди экспертов и СМИ.
Третье место в рейтинге наиболее эффективных акиматов областных центров эксперты отвели акимату города Усть-Каменогорск. Во втором квартале 2014 года город посетила правительственная делегация в составе министров труда и социальной защиты населения Тамары Дуйсеновой, образования и науки Аслана Саринжипова, международных экспертов в области дуальной системы образования, акиматов областей и представителей управлений образования всех регионов РК. В программу посещения делегации вошел автозавод «Азия Авто» — это предприятие участвует в пилотном проекте «Внедрение дуальной системы обучения в Казахстане». В области также успешно реализуется система профориентации школьников и безработного населения ВКО.
Что касается акимата города Уральск, то четвертое место в рейтинге является вполне закономерным следствием осуществляемой в городе работы. Так, в Уральске в 2014 году реализуется программа модернизации ЖКХ, на что выделено 230 млн. тенге. Решается вопрос неблагоустроенных дворов, на что в местном бюджете предусмотрено полмиллиарда тенге. В этом году в городе будет отремонтировано 25 улиц. Для этих средств выделено 4,5 млрд. тенге. Реконструкции подвергнется и мост через реку Урал. На его ремонт выделено 5,5 млн. тенге.
Замыкает группу лидеров акимат города Талдыкорган, в котором до конца года планируется открыть проезд на 141 км трассы «Алматы — Талдыкорган». В данный момент строительные работы ведутся на 9 участках автодороги общей протяженностью 245 км. В результате реконструкции 245 км трассы «Алматы-Талдыкорган» будет переведена в I техническую категорию с 4 и 6 полосным движением. В целом для работы на участке мобилизовано 1 008 единиц дорожно-строительной техники, создано 1 787 рабочих мест.
В средней группе акиматов областных центров:
Акимат г. Шымкент (Дархан Сатыбалды) 3,77 балла
Акимат г. Атырау (Нурлыбек Ожаев) 3,74 балла
Акимат г. Актобе (Ерхан Умаров) 3,57 балла
Акимат г. Павлодар (Булат Бакауов) 3,56 балла
Акимат г. Петропавловск (Тулеген Закарьянов) 3,55 балла
Акимат г. Тараз (Нуржан Календеров) 3,55 балла
Акимат города Шымкент возглавил среднюю группу эффективных местных исполнительных органов власти. Во втором квартале 2014 года в городе заложена капсула на месте строительства уникальной мечети, которая дополнит единый архитектурный ансамбль новой части древнего Шымкента. Строительство планируется закончить к 2016 году.
Во втором квартале 2014 года в Атырау был назначен новый аким города — Нурлыбек Ожаев, занимавший ранее должность акима Исатайского района Атырауской области. Можно предположить, что достаточно высокое место в рейтинге эффективности работы акиматов – это своего рода карт-бланш экспертов новому акиму города. Так, в конце второго квартала 2014 года в прессе появились публикации о том, что акимат Атырау незаконно выдавал участки под ИЖС возле аэропорта. Были выданы порядка 40 земельных участков под индивидуальное строительство на приаэродромной территории, что создало прямую угрозу безопасности функционирования международного аэропорта города Атырау. Теперь новому акиму придется вплотную решать этот вопрос.
Акимат города Актобе, смог удержаться в середине рейтинга. В тоже время работа городских властей получает нарекания со стороны пенсионеров города. Размер минимальной пенсии сейчас немногим более 20 тысяч тенге в месяц, размер прожиточного минимума еще меньше – всего 9 483.
Акимату города Павлодар пока не удается выйти в группу лидеров. Возможно, это объясняется недавним назначением акима, которому только предстоит продемонстрировать свой профессионализм управленца. Так в апреле текущего года Булат Бакауов сменил на посту акима города Павлодара Оразгельды Каиргельдинова. Ранее Бакауов возглавлял город Аксу Павлодарской области.
Предпоследнее место в средней группе занял акимат города Петропавловск. Причиной того, что акимат города был отнесен к числу неэффективных, способствовал тот факт, что в городе существует масса нерешенных проблем связанных с аварийным состоянием жилого фонда. Проблемы носят затяжной характер и не решаются должным образом. Так, в Петропавловске под угрозой обрушения оказалось общежитие, которому еще не присвоили статус аварийного. В июне текущего года несколько жителей Петропавловска вернули в аварийный дом. Речь идет о 40 семьях, которые заявляют, что это возвращение равносильно риску оказаться под обломками.
Завершает среднюю группу акимат города Тараз. На сегодняшний день в планах руководства города Тараз превратить его в один из крупнейших центров туризма Казахстана, тем не менее, главным вопросом является финансовая поддержка этого проекта. В самом городе масса нерешенных проблем. Так, частный сектор Тараза топит фекалиями. Жители уверены, что местная канализация не выдерживает нагрузки.
В группу акиматов-аутсайдеров вошли:
Акимат г. Костанай (Ахмедбек Ахметжанов) 3,54 балла
Акимат г. Кокшетау (Жомарт Нургалиев) 3,51 балла
Акимат г. Караганда (Нурлан Аубакиров) 3,50 балла
Список аутсайдеров возглавляет акимат города Костанай. Во втором квартале 2014 года Президент Назарбаев дал старт производству автомобилей «Toyota» в Костанае. Планируемый ежегодный объем выпуска автомобилей составляет около 3 000 единиц. В рамках проекта в городе созданы рабочие места и привлечены 100 казахстанских специалистов. Тем не менее, во втором квартале проведена ротация главы городской администрации – новым акимом назначен Ахмедбек Ахметжанов.
Предпоследнее место занял акимат города Кокшетау. В рассматриваемый период аким Кокшетау Жаркын Жумагулов подал заявление об уходе с должности. Новым акимом назначен Жомарт Нургалиев. Ему только предстоит продемонстрировать свои профессиональные качества на данной позиции.
На последнем месте в списке следует акимат города Караганда, в котором также сменился аким. В конце июня департамент финансовой полиции по Карагандинской области возбудил уголовное дело в отношении бывшего акима Караганды Мейрама Смагулова по факту злоупотребления должностными полномочиями. На сегодняшний день уголовное дело расследуется, иная информация в интересах следствия не разглашается. Новым акимом города назначен Нурлан Аубакиров.
Общие выводы
Второй квартал 2014 года отличался высокой динамикой кадровых решений применительно к региональным уровням власти – сменилось 3 акима областей и 5 акимов областных центров. Соответственно, всем им необходимо время для адаптации на новых позициях и форсирования программ развития регионов и областных центров.
Кроме того, на эффективность работы акиматов оказывает влияние произошедшая во втором квартале ротация Премьер-министра. Возвращение Карима Масимова обусловлено ростом негативных тенденций в экономике и социальной сфере. А, следовательно, акиматы ожидают изменения вектора действий центральных властей.
При этом следует отметить, что сокращение количества министерств и агентств в составе Кабмина не сопровождается параллельным сокращением количества выполняемых государственных функций. Соответственно, образующиеся бюрократические конгломераты не смогут эффективно управлять процессами в подконтрольных сферах. В связи с этим именно на акиматы будет возлагаться главная нагрузка по обеспечению работоспособности государственной машины. Нельзя исключать рисков, что именно акиматы должны будут в определенный период взять на себя выполнение большей части государственных функций.
Пока акиматы областей и городов остаются в подвешенном состоянии – с одной стороны они ограничены бюрократией центральных органов, с другой – вынуждены выстраивать работу избираемых акимов первичного звена. И в первом и во втором случаях они ограничены в полномочиях и ресурсах, но несут полную ответственность за политическую и социальную устойчивость власти в регионах. Пока нет ответа на вопрос – насколько хватит их существующего потенциала для поддержания стабильности?
В рамках исследования была учтена значимость 7 основных критериев, которые были взяты для оценки качества работы акиматов областных центров. Оценка проводилась с использованием 7-балльной системы с ранжированием от «1» (наименьший) до «7» (наибольший) баллов.
Обработка результатов проводилась при помощи универсальной статистической программы SPSS с применением дескриптивных статистик, путем вычисления средних баллов. Для расчета общего рейтингового показателя были применены арифметические действия к результатам исследования. Данная процедура была проведена с применением «весов», путем суммирования и выведения среднеарифметических баллов.
В соответствии с критериями эксперты распределили степень эффективности работы акиматов областных центров следующим образом:
Группу лидеров составили:
Акимат г. Кызылорда (Нурлыбек Налибаев) 3,86 балла
Акимат г. Актау (Едил Жанбыршин) 3,85 балла
Акимат г. Усть-Каменогорск (Темирбек Касымжанов) 3,85 балла
Акимат г. Уральск (Алтай Кульгинов) 3,84 балла
Акимат г. Талдыкорган (Ермек Алпысов) 3,81 балла
Лидерство в списке наиболее эффективных акиматов областных центров удалось захватить акимату города Кызылорды. По мнению экспертов, лидерство акимата города обусловлено личным патронажем акимом области Кушербаевым К.Е. муниципального развития, согласно принятой Стратегией до 2020 года
К ЕХРО-2017 Кызылорда готовит экспозицию «Энергия будущего». Данная тематика имеет особую значимость в контексте реализации в стране государственной программы по переходу к «зеленой экономике». Выставку «Энергия будущего» организуют в Байконуре в период посещения города гостями. Основным звеном экспозиции станет проект комбинированной электростанции по выработке солнечных концентратов, разработанный совместно с французской компанией «АЛСТОМ», одной из ведущих по производству и поставке энергетического оборудования. Аналогов таких объектов в мире пока два – в США и ОАЭ.
В группе лидеров также акимат города Актау, в котором планируется строительство логистического центра, который нацелен на решение вопроса продовольственной безопасности города. План детальной планировки для него уже разрабатывается. Логистический центр будет использоваться для экспорта товаров на остальную территорию Казахстана. Примечательно, что несогласованность в информационной политике городского и областного акиматов отражается не всегда позитивно в целом на позиционировании Мангистауской области среди экспертов и СМИ.
Третье место в рейтинге наиболее эффективных акиматов областных центров эксперты отвели акимату города Усть-Каменогорск. Во втором квартале 2014 года город посетила правительственная делегация в составе министров труда и социальной защиты населения Тамары Дуйсеновой, образования и науки Аслана Саринжипова, международных экспертов в области дуальной системы образования, акиматов областей и представителей управлений образования всех регионов РК. В программу посещения делегации вошел автозавод «Азия Авто» — это предприятие участвует в пилотном проекте «Внедрение дуальной системы обучения в Казахстане». В области также успешно реализуется система профориентации школьников и безработного населения ВКО.
Что касается акимата города Уральск, то четвертое место в рейтинге является вполне закономерным следствием осуществляемой в городе работы. Так, в Уральске в 2014 году реализуется программа модернизации ЖКХ, на что выделено 230 млн. тенге. Решается вопрос неблагоустроенных дворов, на что в местном бюджете предусмотрено полмиллиарда тенге. В этом году в городе будет отремонтировано 25 улиц. Для этих средств выделено 4,5 млрд. тенге. Реконструкции подвергнется и мост через реку Урал. На его ремонт выделено 5,5 млн. тенге.
Замыкает группу лидеров акимат города Талдыкорган, в котором до конца года планируется открыть проезд на 141 км трассы «Алматы — Талдыкорган». В данный момент строительные работы ведутся на 9 участках автодороги общей протяженностью 245 км. В результате реконструкции 245 км трассы «Алматы-Талдыкорган» будет переведена в I техническую категорию с 4 и 6 полосным движением. В целом для работы на участке мобилизовано 1 008 единиц дорожно-строительной техники, создано 1 787 рабочих мест.
В средней группе акиматов областных центров:
Акимат г. Шымкент (Дархан Сатыбалды) 3,77 балла
Акимат г. Атырау (Нурлыбек Ожаев) 3,74 балла
Акимат г. Актобе (Ерхан Умаров) 3,57 балла
Акимат г. Павлодар (Булат Бакауов) 3,56 балла
Акимат г. Петропавловск (Тулеген Закарьянов) 3,55 балла
Акимат г. Тараз (Нуржан Календеров) 3,55 балла
Акимат города Шымкент возглавил среднюю группу эффективных местных исполнительных органов власти. Во втором квартале 2014 года в городе заложена капсула на месте строительства уникальной мечети, которая дополнит единый архитектурный ансамбль новой части древнего Шымкента. Строительство планируется закончить к 2016 году.
Во втором квартале 2014 года в Атырау был назначен новый аким города — Нурлыбек Ожаев, занимавший ранее должность акима Исатайского района Атырауской области. Можно предположить, что достаточно высокое место в рейтинге эффективности работы акиматов – это своего рода карт-бланш экспертов новому акиму города. Так, в конце второго квартала 2014 года в прессе появились публикации о том, что акимат Атырау незаконно выдавал участки под ИЖС возле аэропорта. Были выданы порядка 40 земельных участков под индивидуальное строительство на приаэродромной территории, что создало прямую угрозу безопасности функционирования международного аэропорта города Атырау. Теперь новому акиму придется вплотную решать этот вопрос.
Акимат города Актобе, смог удержаться в середине рейтинга. В тоже время работа городских властей получает нарекания со стороны пенсионеров города. Размер минимальной пенсии сейчас немногим более 20 тысяч тенге в месяц, размер прожиточного минимума еще меньше – всего 9 483.
Акимату города Павлодар пока не удается выйти в группу лидеров. Возможно, это объясняется недавним назначением акима, которому только предстоит продемонстрировать свой профессионализм управленца. Так в апреле текущего года Булат Бакауов сменил на посту акима города Павлодара Оразгельды Каиргельдинова. Ранее Бакауов возглавлял город Аксу Павлодарской области.
Предпоследнее место в средней группе занял акимат города Петропавловск. Причиной того, что акимат города был отнесен к числу неэффективных, способствовал тот факт, что в городе существует масса нерешенных проблем связанных с аварийным состоянием жилого фонда. Проблемы носят затяжной характер и не решаются должным образом. Так, в Петропавловске под угрозой обрушения оказалось общежитие, которому еще не присвоили статус аварийного. В июне текущего года несколько жителей Петропавловска вернули в аварийный дом. Речь идет о 40 семьях, которые заявляют, что это возвращение равносильно риску оказаться под обломками.
Завершает среднюю группу акимат города Тараз. На сегодняшний день в планах руководства города Тараз превратить его в один из крупнейших центров туризма Казахстана, тем не менее, главным вопросом является финансовая поддержка этого проекта. В самом городе масса нерешенных проблем. Так, частный сектор Тараза топит фекалиями. Жители уверены, что местная канализация не выдерживает нагрузки.
В группу акиматов-аутсайдеров вошли:
Акимат г. Костанай (Ахмедбек Ахметжанов) 3,54 балла
Акимат г. Кокшетау (Жомарт Нургалиев) 3,51 балла
Акимат г. Караганда (Нурлан Аубакиров) 3,50 балла
Список аутсайдеров возглавляет акимат города Костанай. Во втором квартале 2014 года Президент Назарбаев дал старт производству автомобилей «Toyota» в Костанае. Планируемый ежегодный объем выпуска автомобилей составляет около 3 000 единиц. В рамках проекта в городе созданы рабочие места и привлечены 100 казахстанских специалистов. Тем не менее, во втором квартале проведена ротация главы городской администрации – новым акимом назначен Ахмедбек Ахметжанов.
Предпоследнее место занял акимат города Кокшетау. В рассматриваемый период аким Кокшетау Жаркын Жумагулов подал заявление об уходе с должности. Новым акимом назначен Жомарт Нургалиев. Ему только предстоит продемонстрировать свои профессиональные качества на данной позиции.
На последнем месте в списке следует акимат города Караганда, в котором также сменился аким. В конце июня департамент финансовой полиции по Карагандинской области возбудил уголовное дело в отношении бывшего акима Караганды Мейрама Смагулова по факту злоупотребления должностными полномочиями. На сегодняшний день уголовное дело расследуется, иная информация в интересах следствия не разглашается. Новым акимом города назначен Нурлан Аубакиров.
Общие выводы
Второй квартал 2014 года отличался высокой динамикой кадровых решений применительно к региональным уровням власти – сменилось 3 акима областей и 5 акимов областных центров. Соответственно, всем им необходимо время для адаптации на новых позициях и форсирования программ развития регионов и областных центров.
Кроме того, на эффективность работы акиматов оказывает влияние произошедшая во втором квартале ротация Премьер-министра. Возвращение Карима Масимова обусловлено ростом негативных тенденций в экономике и социальной сфере. А, следовательно, акиматы ожидают изменения вектора действий центральных властей.
При этом следует отметить, что сокращение количества министерств и агентств в составе Кабмина не сопровождается параллельным сокращением количества выполняемых государственных функций. Соответственно, образующиеся бюрократические конгломераты не смогут эффективно управлять процессами в подконтрольных сферах. В связи с этим именно на акиматы будет возлагаться главная нагрузка по обеспечению работоспособности государственной машины. Нельзя исключать рисков, что именно акиматы должны будут в определенный период взять на себя выполнение большей части государственных функций.
Пока акиматы областей и городов остаются в подвешенном состоянии – с одной стороны они ограничены бюрократией центральных органов, с другой – вынуждены выстраивать работу избираемых акимов первичного звена. И в первом и во втором случаях они ограничены в полномочиях и ресурсах, но несут полную ответственность за политическую и социальную устойчивость власти в регионах. Пока нет ответа на вопрос – насколько хватит их существующего потенциала для поддержания стабильности?